logo

Адрес: г.С.-Петербург, ул.8 Красноармейская, д.16 литера А. Тел.: 251-30-81, факс: 573-98-36, 251-74-14 (дет. сад)



для слабовидящих

УРОВНИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
(для детей 7-го года жизни)

Высокий (первый) уровень

  • Интеллектуальное развитие.
    Читать подробности...
    Умеет читать (целыми словами или бегло), составить рассказ на заданную тему, пересказать прочитанное, говорить эмоционально, выразительно, используя большой запас слов; свободно ориентируется в содержании прочитанного, знаком с творчеством детских писателей-классиков. Оперирует элементарными математическими понятиями: больше, меньше, равно. Умеет производить действия сложения, вычитания с натуральными числами (достаточно с однозначными).
    Знаком с основными геометрическими фигурами. Владеет сведениями об окружающем мире (о семье, природе, родном городе и т. д.) Сохраняет работоспособность в сочетании с самостоятельной деятельностью в течение 30 минут и более. Легко запоминает и воспроизводит увиденное, услышанное, добавляя элементы собственного творчества. Знает наизусть 7 – 10 стихотворений, их авторов, читает их выразительно и эмоционально. Умеет сравнивать, доказывать, проводить аналогии, решать логические задачи.


  • Отношения с окружающими.
    Читать подробности...
    Проявляет интерес к окружающему его миру, контролирует своё поведение, проявляет желание помочь и поддержать окружающих, умеет осуществлять совместную деятельность с другими людьми.
    Умеет вежливо вести себя со взрослыми и сверстниками.Не пугается, не теряется в незнакомой обстановке.


  • Отношение к школе.
    Читать подробности...
    Очень хочет учиться, заранее настроен на положительные эмоции от новых знакомств со сверстниками, учителями. Внутренне уверен, что с трудностями справится.

Средний (второй) уровень

  • Интеллектуальное развитие
    Читать подробности...
    Знает буквы, умеет читать по слогам, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывает недостаточно полно и точно, забытое заменяет вымыслом. Знает наизусть 5 – 7 стихотворений.
    Владеет счётом в пределах 10: считает от 1 до 10, от 10 до 1, складывает и вычитает в пределах 10.
    Имеет представления об окружающем мире, (может рассказать о своей семье, знает времена года, их отличительные признаки, последовательность может дать простейшие сведения о родном городе).
    Сохраняет работоспособность в сочетании с самостоятельной деятельностью в течение 15-20 минут.
    Запоминает и воспроизводит увиденное, услышанное, прочитанное после 3-4 обращений к материалу.


  • Отношения с окружающими
    Читать подробности...
    Проявляет выборочный интерес к окружающему его миру, своё поведение контролирует слабо неоднозначное отношение к окружающим его взрослым и сверстникам.


  • Отношение к школе
    Читать подробности...
    К школе относится настороженно, чаще «не хочу» чем «хочу» учиться, процесс познания нового привлекает.

Низкий (третий) уровень

  • Интеллектуальное развитие
    Читать подробности...
    Не знает букв, ограничен словарный запас, слабые навыки связной речи (неумение связывать слова в предложения, неумение пересказывать, отвечать на вопросы по содержанию услышанного).
    Не владеет прямым и обратным (от 1 до 10, от 10 до 1) счётом, не умеет выполнять действия (+ - ) без использования конкретных предметов: пальцев, палочек, кружков и т.д.


  • Отношения с окружающими
    Читать подробности...
    Отсутствует культура, общения довольствуется ответом «не знаю» на собственный вопрос «почему».
    Чаще не предсказуем в поведении. Возможна озлобленность, агрессивность на фоне зависимости.


  • Отношение к школе
    Читать подробности...
    Учиться не хочет, заранее «не интересно», т. к. физический труд предпочтительнее умственного труда.

Этапы развития детской речи.

  • Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет).
    Четвертый год жизни. Читать подробности...

    Ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимости между ними. Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, речь других еще далека от совершенства.

    На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Малыш все чаще и чаще обращается к взрослым с самыми разнообразными вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» И чем этих вопросов больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей четвертого года жизни еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

    К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. В речи детей, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения; притяжательные местоимения (мой, твой); наречия; числительные; прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, твердый, хороший). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется собирательными существительными одежда, овощи, фрукты, мебель.

    Нередко ребенок испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, передать событие, участником которого он был сам. Не всегда можно понять содержание без дополнительных вопросов, еще нет той развернутости в высказываниях. Здесь ребенок часто допускает неточности. Речь все еще носит ситуативный характер. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны (Мама «окны» моет. А у меня на «польте» пуговица оторвалась).

    На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: так укрепление мышц кончика и спинки языка способствуют правильному произношению без смягчения твердых согласных (санки-сянки). Дети чаще начинают правильно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов.

    Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят: ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: ш на с («суба» вместо шуба), ж на з, ч на ц, щ на с или сь, р, рь,л на й или ль.

    В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, отвечает им очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и передают ее верно, подражая речи взрослых.

    Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то, что он еще не может правильно произнести некоторые звуки, он подмечает неправильность произношения у своих сверстников. Но в этом возрасте он еще не в состоянии осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» - репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова: «бии-бии» - гудит машина, «пии-пии»- пищит мышонок.



  • Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет).
    Пятый год жизни. Читать подробности...

    У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

    Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Однако многие дети всё еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост). Всё шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.), однако их ребенок употребляет еще очень редко. Рост словаря, употребление ребенком более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки («хочут» вместо хотят), допускают нарушения в структуре предложений.

    У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, замечая неправильность в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением. В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

    На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

    В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчивое произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, а в других – неверно. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например свистящими и шипящими одновременно, звуками л и р. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает.

    На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук. Всё это доступно, конечно, лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах развивали у детей фонематическое восприятие.

    Достаточно развитой речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, улавливать различные интонационные средства выразительности, передавая в сказочных ситуациях, как говорит то или иное животное – ласково, грубо, в низком или высоком тоне.

    В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации. Ребенок способен менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. В особых ситуациях может говорить шепотом, т.е. значительно расширяются возможности детей для использования своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения.



  • Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
    Шестой год жизни. Читать подробности...

    На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Всё чище становится произношение, более развернутыми фразами, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет ознакомление с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

    Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).

    Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В этом возрасте предложения значительно усложняются не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных, возрастает их объем.

    Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец. В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

    У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.

    На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением они начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

    Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков; у других – неправильное их формирование: р - горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковые, с, з – межзубные. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков, звуков л и р. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Ясность, внятность речи во многом зависит и от скорости высказывания. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороны речи: ухудшается дикция.

    Пятилетний ребенок имеет достаточно развитой фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов с заданным звуком из группы других слогов или слов. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з.

    Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно четко дифференцируют, например с и ш («Шла Саша по шоссе»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.



  • Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
    Седьмой год жизни. Читать подробности...

    В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

    Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

    В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.

    Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, установления определенной последовательности в выполнении тех или иных действий.

    Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, пользуется интонационными средствами выразительности. Ребенок, если он посещал сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах и т.д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

    Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно употребляют слова, нередко вместо точного названия предмета дают его описание, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу речь ребенка еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, л и р, звонких и глухих, мягких и твердых.

    У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформление слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков л и р), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения.

    Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с неправильным произношением звуков нередко имеют и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов, овладение которым необходимо для подготовки к обучению грамоте. ИТАК, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Всё это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Федеральный портал "Российское образование"Единое окно доступа к образовательным ресурсамКомитет по образованиюАдмиралтейский район. Образование

Дата последних изменений на странице: October 29 2017 23:34.

E-Mail: sc624@adm-edu.spb.ru