logo

Адрес: г.С.-Петербург, ул.8 Красноармейская, д.16 литера А. Тел.: 251-30-81, факс: 573-98-36, 251-74-14 (дет. сад)



для слабовидящих

ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ НОВАЯ СИТУАЦИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предшествующим опытом, требует большого напряжения интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Выделим основные требования, предъявляемые школой к первоклассникам, от степени соответствия которым во многом зависит эмоциональное самочувствие и уровень адаптации ребенка к школе.

1. «Режимные» требования (вовремя быть в школе, соблюдать расписание уроков, уделять время подготовке домашнего задания даже в ущерб потребностям в игре и отдыхе). Детям, не посещавшим дошкольные учреждения, трудно соответствовать данным требованиям. У таких первоклассников чаще всего отмечается более низкий уровень произвольной регуляции поведения и организованности, чем у их «детсадовских» сверстников.

2. Требования, связанные с усвоением знаний в условиях урока. На уроке учитель ограничен временем, учебной программой и в большей степени вынужден ориентироваться на класс в целом, чем на настроение и состояние отдельного ученика, на его готовность воспринять и понять изучаемый материал. Поэтому многие первоклассники испытывают дискомфорт от того, что не получают необходимого внимания учителя, чувствуют себя в изоляции, не нужными и не интересными педагогу. Кроме того, многим первоклассникам трудно усваивать знания в классе, тогда как при индивидуальной форме обучения они легко овладевают учебным содержанием, а иногда и опережают сверстников в освоении материала.

3. Требования дисциплины. Детям необходимо соблюдать правила поведения на уроках в течение 40 минут. При этом их внимание должно быть направлено на восприятие информации, предлагаемой учителем. В течение урока они не должны разговаривать с соседом по парте, отвлекаться, им необходимо быть «учениками» и выполнять все обусловленные этой ролью обязанности. Очевидно, что чем более жесткие дисциплинарные требования выдвигает учитель и чем сильнее он контролирует их соблюдение, тем выше напряженность у детей и тем быстрее наступает утомление.

4. «Социальные» требования, обусловленные новым стилем общения с одноклассниками и взрослыми (администрацией школы, учителями, родителями). Неумение наладить положительные контакты с другими детьми часто вызывает у ребенка нежелание посещать школу, приводит к снижению его успеваемости и повышает риск дезадаптации. Поступление в школу связано с расширением круга общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, а также с изменением характера общения. Легче адаптируются к школьному коллективу дети, посещавшие дошкольные учреждения, так как у них уже сформированы некоторые необходимые навыки общения со сверстниками. Так называемые «домашние» дети, которые в силу разных причин больше времени находились со взрослыми и не приобрели необходимого опыта общения со ровесниками, оказываются в невыгодном положении. Большое количество детей в классе, шум и беготня на переменах, насмешки и агрессивная манера общения некоторых одноклассников могут вызвать страх и нежелание посещать школу.

Теперь подумаем о том, как сделать самый первый день ребенка в школе ярким, радостным и запоминающимся. Расскажите ему о том, что в этот день дети не учатся, это праздник (День знаний): сначала будет торжественная линейка, где учителя поприветствуют первоклассников, и прозвучит первый школьный звонок; потом всех детей пригласят в классы. Первого сентября ребенок пробудет в школе совсем недолго, и у него будет возможность поделиться своими впечатлениями с родителями. Следует объяснить первокласснику, что нужно внимательно слушать учительницу и запоминать то, что она говорит. Помните, что психологическая адаптация к школе предполагает не только успешное овладение учебной деятельностью, но и налаживание общения с учителем и одноклассниками.

Режим дня в жизни первоклассника

В период адаптации к школе большинство первоклассников испытывают сложности, связанные с перестройкой режима дня, привыканием к дороге в школу (особенно если необходимо добираться на транспорте), новой пище (совсем не обязательно вкусной). Поэтому рекомендуем больше внимания уделять распорядку дня ребенка, с тем чтобы оптимально распределить нагрузку и по возможности предотвратить перенапряжение.

Для многих первоклассников серьезной проблемой становится раннее пробуждение, особенно когда за окном идет мокрый снег и темно, а надо быстро собираться и идти в школу. Не нужно резко будить ребенка, буквально вытаскивая его из кровати, — это может привести к возникновению неприязни к матери. Гораздо лучше научить первоклассника пользоваться будильником. Подарите ему симпатичный детский будильник и обыграйте ситуацию: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать».

Если ребенок долго «тянется», просит полежать еще пять минут, не вступайте с ним в пререкания, а поставьте часы на пять минут вперед. На следующее утро вы сможете легко выполнить его просьбу полежать лишних пять минут без угрозы опоздать. Можно включить погромче радио. Помните, что первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, не следует вечером играть в шумные игры, заниматься спортом, смотреть страшные фильмы, отчитывать ребенка за проступки на «семейном совете».

Утром, как правило, у ребенка бывает мало времени на приготовления, поскольку всегда хочется подольше поспать, да и внимание еще не сконцентрировано. Поэтому следите, чтобы первоклассник собирал портфель вечером, проверяйте вместе с ним, все ли он положил. Если ребенок что-то забыл, отдайте ему эту вещь молча, без упреков — не стоит начинать день с придирок.

После уроков обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка (выглядит усталым, раздражен, еле сдерживает слезы, перевозбужден, весь красный и т.д.)- Постарайтесь уловить настроение первоклассника, прежде чем расспрашивать о том, что сегодня было в школе. Если есть возможность, поговорите с учительницей, расспросите ее о поведении ребенка и его реакциях, не отметила ли она каких-то изменений, которые ее насторожили. На обратном пути домой лучше не задавать прямых вопросов, расскажите какую-нибудь историю, которая может заинтересовать первоклассника. Если в школе произошло что-то серьезное, ребенок сам расскажет вам, когда сможет, пусть это будет уже дома, в привычной, уютной обстановке.

Старайтесь избегать формальных вопросов: «Как дела в школе?», «Чем сегодня занимались?» На них неинтересно отвечать. Если вы действительно хотите узнать, как ребенок чувствует себя в школе, что ему нравится и чего он боится, задавайте точные, конкретные вопросы. Тогда он почувствует, что школьная жизнь близка и понятна вам, и захочет, чтобы вы принимали в ней участие. Приглашайте домой одноклассников ребенка, но только тех, с кем ему приятно общаться.

Часто взрослые поощряют увлечение детей просмотром телепередач и в выходные, когда, казалось бы, нужно использовать все возможности, чтобы компенсировать недостаток общения с ними за неделю. Это ведь так удобно: ребенок дома, но при этом совсем не мешает, не докучает вопросами и не отвлекает от домашних дел. В умеренных дозах телевидение не оказывает негативного влияния на психическое и социальное развитие ребенка. Тем не менее родители не всегда знают, что именно смотрит первоклассник и какие передачи ему нравятся больше всего, а ведь символическое содержание, которое предоставляет видеопродукция, способствует формированию у детей определенных ценностей и образцов поведения. Чем младше ребенок, тем менее критично он воспринимает информацию, которая «выливается» на него из телевизора. Средства массовой информации обладают потенциалом к созиданию или разрушению, в зависимости от того, что смотрят дети, и от способностей к пониманию и интерпретации того, что они увидели. Поэтому родители должны очень серьезно относиться к тому, какие передачи смотрят их дети.

Как справляться с учебной нагрузкой?

При организации домашних занятий помните и о такой важной вещи, как «работоспособность». В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, понимая под ним способность действовать целенаправленно, достигая известных результатов. Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. Умственная работоспособность имеет свою динамику, которую необходимо учитывать при выполнении домашних заданий.

В ходе любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое «врабатывание». Затем наступает пик работоспособности, когда деятельность выполняется максимально эффективно, а после этого появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, возрастает число ошибок. Одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций организма, которое не заметно со стороны. Если в этот момент не снизить нагрузку, то работоспособность ребенка резко упадет. У первоклассника она снижается довольно быстро. При этом нарастает общее двигательное беспокойство: ребенок начинает отвлекаться, вертеться, разговаривать с соседом по парте, размахивать руками, сползать под стол, играть и т. д.

Уже через 15 — 20 минут от начала урока или приготовления домашних заданий первоклассник начинает утомляться. Двигательная активность выполняет в этом случае защитную функцию, предохраняя организм от перенапряжения. Окрики, просьбы и угрозы зачастую в данной ситуации оказываются неэффективными, а неправильные действия взрослых лишь усугубляют неблагоприятное состояние ребенка.

Как же помочь ребенку справиться с заданием и не вызвать у него перенапряжения? Прежде всего, еще в самом начале деятельности необходимо заинтересовать детей, создать ситуацию игры, сконцентрировать и привлечь их внимание к предстоящей работе. Тем самым мы сокращаем период врабатывания, и у первоклассника остается больше времени и возможностей для успешного выполнения задания на пике работоспособности.

При занятиях дома дайте ребенку время собраться, сосредоточиться, не торопите его и не требуйте приготовления всех заданий сразу. Максимально эффективно ребенок может трудиться в течение 10—15 минут. Этот период можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживая интерес к выполняемым заданиям. Однако необходимо помнить, что высокая интенсивность работы, даже при очень интересной и разнообразной деятельности, не может сохраняться более 20 минут. Если вы видите, что ребенок начинает отвлекаться, вертеться, — дайте ему возможность передохнуть. После занятий нужно отвлечься. Можно организовать физкультминутку с веселой песенкой, а можно просто расслабиться, послушать спокойную, тихую музыку.

В первом классе самыми сложными занятиями являются чтение и письмо, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста. В математике самое трудное — решение задач. Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения ребенка 6 лет не должна превышать 8 минут, а в 7 — 8 лет — 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма составляет около 3 минут в начале и около 2 минут в конце урока (то же относится и к выполнению домашних заданий). Получается, что самые важные навыки, которыми должен овладеть первоклассник, одновременно являются и самыми «энергоемкими». Можно ли сделать так, чтобы ребенок работал, не утомляясь? Утомление выполняет две важные функции: с одной стороны, оно оберегает организм от перенапряжения и следующего за ним истощения, с другой — усиливает функциональные возможности организма таким образом, что при тренировке одна и та же нагрузка становится все менее утомительной.

Как же проявляется утомление? Ребенок, увлеченно и интенсивно работая, может и не замечать усталости, однако работоспособность снижается. Признаками падения работоспособности в этом случае являются: 1) увеличение числа ошибок; 2) ослабление внимания (ребенок становится рассеянным, беспокойным, часто отвлекается); 3) ухудшение почерка; 4) повышение потливости, покраснение лица и другие физиологические признаки утомления. Однако изменения, происходящие в организме в связи с утомлением, носят временный характер и исчезают после отдыха или при смене деятельности.

Помните, утомление — это естественный процесс, без него не бывает никакой деятельности. Опасность переутомления заключается в том, что изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Хроническое переутомление негативно влияет на состояние здоровья ребенка, его психическое и физическое развитие. Большинство отклонений в учебной деятельности связаны именно с перегрузками, переутомлением первоклассника, когда он не имеет возможности полностью восстановиться.

Помните, что наиболее высокий уровень работоспособности у большинства детей отмечается в первой половине дня. Работоспособность изменяется не только в течение дня, но и в течение недели. При этом в самом начале обучения (в сентябре) наилучшая работоспособность у детей отмечается в среду и четверг, и только с шестой недели пребывания в школе днями высокой работоспособности становятся вторник и среда. Четверг — самый опасный день. Признаки утомления, связанные с накоплением усталости за период максимально высокой работоспособности, проявляются именно в этот день.

Алла Александровна Данькова

Федеральный портал "Российское образование"Единое окно доступа к образовательным ресурсамКомитет по образованиюАдмиралтейский район. Образование

Дата последних изменений на странице: October 11 2018 17:45.

E-Mail: sc624@adm-edu.spb.ru