Технология 3 класс 4 урок

 -Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители!

 Ребята, вы уже знаете, что является источником информации для человека? (Интернет, театр, газеты, различные передачи, кино).

— А основным источником что остаётся для человека? 

Загадка 

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.

— Может кто то догадался , о чем пойдет речь, и что за тема у нас может быть на уроке?- Тема урока сегодня: «Переплетная мастерская. Книгопечатание».

  1. — О чем может рассказать человеку книжка?
  1. — Зачем она нужна?
  2. — Что дает человеку книга?

  При раскопках дворца одного из фараонов (царя) Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души». Аптека — это место, где делают и продают лекарства, чтобы излечить болезни человеческого тела. А что же такое «аптека души»? Конечно, это библиотека, хранилище книг. Как только на Земле появились книги, люди стали их собирать.

  До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности. Известна библиотека’ ‘глиняных книг», принадлежавшая вавилонскому царю Ашшурбанипалу, а также Александрийская библиотека (в Александрии Египетской), где были собраны рукописные книги — свитки. К сожалению, Александрийская библиотека погибла. От знаменитого книжного собрания остался только каталог — список книг, которые в ней хранились.

  Были собрания книг и в древнерусском государстве. Русь тогда по уровню развития культуры не уступала главным европейским государствам. Почти в каждом городе были библиотеки: в Чернигове, Рязани, Смоленске и др. До сих пор неизвестна судьба библиотеки Ивана Грозного. Иностранцы, бывшие в гостях у первого русского царя, говорили, что в его библиотеке были редкие книги, и не только на русском, но и на греческом и немецком языках. После смерти Ивана Грозного многие занимались поиском его книг в тайниках под Кремлем, но пока ничего не нашли

  Из книг мы узнаём о настоящем, прошлом и будущем человечества.

Петр Великий тоже был библиофилом (любителем книг). В его библиотеке было множество книг, рукописей, чертежей — в основном по военному делу, кораблестроению и мореплаванию. Были у Петра книги по токарному делу, книги о садах и парках, об охоте, верховой езде, музыке. Библиотеку свою Петр собирал всю жизнь. Когда по его приказу в 17.14 году в России была создана Академия наук, часть его книг была передана туда. И по сегодняшний день существует библиотека Академии наук, и по сей день хранит она книги, любовно собранные когда-то Петром Великим.

Сегодня мы будем учиться делать переплёт(корешок) у книг, блокнотов.

Переплет — это твердое, прочное покрытие (обложка) книги, предназначенное для соединения листов книги вместе и защиты книжного блока.Также переплет является элементом художественного оформления.

— А кто занимается переплетом?

Переплетчик — специалист по переплету книг. 

Бумага, на которой печатают обложки книг, журналов, тетрадей, называется обложечной бумагой.

Изучите план работы на .с 127.Способ соединения деталей в переплетных работах называется сшиванием вразъем.

Практическая работа.

Приготовьте рабочее место. Для работы понадобятся:- картон для обложки,- файлы или белая бумага для страниц,- цветная бумага для оформления обложки,- клей,- ножницы,- простой и цветные карандаши,- шило,- игла и цветные нитки для сшивания.

ВНИМАНИЕ: шилом может пользоваться только взрослый человек! 

Вместо файлов можно использовать белые листы бумаги (в качестве страниц книжки или блокнота). 

  1. Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте (учебник стр.127)

— на листе обложечной бумаги обвести большой шаблон, вырезать, сложить пополам — это будет обложка;

— на альбомном листе дважды обвести меньший шаблон, вырезать, сложить пополам — это будут страницы;

— на цветной бумаге обвести ширину линейки, вырезать полоску, сложить пополам вдоль — это будет корешок;

— вложить страницы в обложку и прошить по линии сгиба так, как показано на инструкционной карте (проколы шилом делает учитель в местах, обозначенных карандашом);

— корешок намазать клеем и наклеить на обложку;

— самостоятельно оформить книжку: украсить обложку аппликацией или рисунками.
Какие качества нам понадобятся? (Аккуратность, терпение, мышление, самостоятельность, правила работы с инструментами.)
Правила работы с инструментами:
— Ножницы передавайте закрытыми, кольцами вперед,
— остатки клея вытирайте салфеткой,
— после работы уберите свое место,
— тщательно вымойте руки с мылом.
Удачи вам, друзья!

Фото 1. Глиняная табличка- книга, на которой писали клинышками.
Фото 2.Пергаментные свитки — книги.
Фото 3. Китайские бамбуковые книги.
Фото 4. Древние берестяные грамоты (на коре березы).
Фото 5. Написание книг в Средние века. Рукописные книги.
Фото 6.  Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель первой русской типографии. Первый книгопечатник.
Фото 7. Современная типография.
Фото 8. План работы.

Наталья Гаранина